Парадокс российских цен: как автомобили с пробегом прибавляют в цене?

1300

Поделиться

Существуют ли автомобильные рынки с растущей остаточной стоимостью?

Это не вопрос из викторины для автомобильных профессионалов. А реальный бизнес-кейс, и ответ – «да». Речь о российском рынке. На протяжении последних пяти лет отечественный автомобильный рынок демонстрирует непрерывный рост цен на автомобили.

С 2014 года цены на новые автомобили, проданные в стране, выросли на целых 74%. Это вызвало рост цен на подержанные автомобили и привело к интересной динамике остаточной стоимости. Оба фактора сделали российский рынок (с 1,5 – 1,9 млн проданных автомобилей в год) привлекательным для игроков автофинансирования.

Остаточная стоимость 100% – это не фантастический случай

Всем знакома поговорка о том, что автомобиль, покидающий дилерский центр, сразу же становится дешевле. Но всегда ли это высказывание справедливо?

Российское аналитическое агентство «АВТОСТАТ» на протяжении многих лет анализирует вопрос цен на автомобили в разрезе «остаточной стоимости» – показателя изменения цены нового автомобиля спустя годы использования.

Вот автомобили-лидеры по сохранению остаточной стоимости за три года эксплуатации (с 2015 до 2018 гг.).  Mazda CX-5, например, подешевела всего на 7,94%.

Но это еще не все: остаточная стоимость некоторых автомобилей с пробегом может даже вырасти! Например, один из самых популярных в России кроссоверов за пять лет не потерял в цене, а подорожал на 7%. Речь о Toyota RAV4: показатель его остаточной стоимости в стандартной комплектации с двигателем объемом 2 литра равен – 107%. Эта подержанная модель в 2019 году стала стоить на 7% больше, чем новая в 2014 году.

В 2017 году подорожали следующие модели: Toyota Hilux – 104,6%, Mercedes Cla-class – 100,4%, Toyota Highlander – 100,1%.

Чем объяснить этот феномен?

В первую очередь нужно принять во внимание рост цен на новые автомобили в России.  За последние пять лет они увеличились более чем на 70%. В 2015 году рубль и цены на нефть упали примерно в два раза, издержки производителей увеличились, что привело к значительному удорожанию автомобилей: в первом полугодии 2015 года средневзвешенная цена одного автомобиля выросла на 18% – до 1,16 млн руб., причем автомобили российских брендов подорожали на 13% – до 478 тыс. руб., а иномарки – на 21% – до 1,33 млн руб. («АВТОСТАТ») Выросли цены даже на автомобили таких производителей, как АВТОВАЗ, производство которого локализовано на 81%. На сегодняшний день рост цен полностью «отыграл» падение рубля и в дальнейшем   будет зависеть не от колебания курсов валют, а от НДС и инфляции.

На этом фоне спрос на подержанные авто только растет. Объем рынка подержанных автомобилей за последние 5 лет вырос почти до 6 млн. При таких низких ценах в евро в 2015 – 2016 годах даже наблюдался спрос со стороны Германии на автомобили немецкого производства. Дистрибьюторы искали пути прекращения реэкспорта из России.

С уменьшением покупательной способности населения лизинг подчас может оказаться единственным инструментом, способным улучшить ситуацию, помочь бизнесу приобрести автотехнику. Так, высокую остаточную стоимость можно считать одним из драйверов активизации лизинговых компаний в 2016 – 2018 гг. Об этом ясно свидетельствует рост проникновения лизинга в продажи автомобилей: с 6% в 2015 году до 10% в 2018 году, который идет параллельно с ростом цен на автомобили.

По последним данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в I полугодии 2019 года российский автолизинг остался единственным сегментом отрасли (34% от общего объема лизинга), показывающим рост. При этом объем лизинговых сделок с малым и средним бизнесом (самому чувствительному к колебаниям стоимости сегменту) вырос до 49%.

Анализ ситуации российского автомобильного рынка (в 2014 – 2019 гг.) дает специалистам отрасли полезные бизнес-идеи, как реагировать на растущие цены в очень сложных условиях девальвации.

Автор публикации:  Александр Михайлов, генеральный директор автолизинговой компании «Европлан»

Источник: Цена Авто

Публикации